Анализ произведений русской и зарубежной литературы, образцы школьных сочинений

Главная

Рус. лит

Зарубежка

Сочинения по литературе

Сочинения на свободную тему

Авторская литература

ОГЭ, ЕГЭ, ГИА

Ycilka.net

Загрузка...

Цитатная характеристика Раскольникова из «Преступления и наказания»

Родион Раскольников — молодой человек, студент, живущий в Санкт-Петербурге вдали от матери и сестры. Обучение он не может окончить из-за тяжелого материального положения. Описание его душевного состояния занимает в романе центральное место. Не зря писатель Федор Достоевский начинает описывать Раскольникова не с внешних его черт, а именно рисуя душевный портрет:

«Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься»

Родион красив и привлекателен для девушек. Однако он погружен в себя.

«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался...»

Бедность Родиона бросается в глаза, она становится объектом насмешек на улице:

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... крикнул ему вдруг, проезжая: "Эй ты, немецкий шляпник!" - и заорал во все горло, указывая на него рукой, - молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская. но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону...»

Убив из-за денег старуху-процентщицу, Родион Раскольников переживает сильнейший стресс, но не по причине страшных воспоминаний или угрызений совести. Раскольников боится наказания. Он иногда готов даже покаяться и признаться в убийстве, но через минуту дико боится, что его кто-нибудь «раскусит»:

«Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок. Он сам боялся не совладеть с собой. Он старался прицепиться к чему-нибудь и о чем-нибудь думать, о совершенно постороннем, но это совсем не удавалось....Раскольников в бессилии упал на диван, но уже не мог сомкнуть глаз; он пролежал с полчаса в таком страдании, в таком нестерпимом ощущении безграничного ужаса, какого никогда еще не испытывал. ...»

Со временем Раскольников не выдерживает и находит человека, которому может исповедоваться в своем грехе, облегчить душу, выговориться — Соню Мармеладову. Перед тем, как сказать ей это, он чувствует сильное волнение:

«Эта минута была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более».

Увидев безграничную любовь Сони к нему даже после признания, Раскольников ощущает в себе вновь человека, достойного тепла от других:

«Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах...»

В любовь Сони Раскольников не верит очень долго. Не верит он, и что достоин какой-либо любви и лучшей жизни сам:

«Ну вот, ты плачешь и опять меня обнимаешь, — ну за что ты меня обнимаешь? За то, что я сам не вынес и на другого пришел свалить: «страдай и ты, мне легче будет!» И можешь ты любить такого подлеца?... Я потому и пришел, что зол.... трус и… подлец!»

Хотя Родиону удалось скрыться от следствия, он сам приходит в полицию и признается в убийстве. Раскольников сам сознательно выбирает искупить свою вину на каторге, понести заслуженное наказание.

«Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов, не забывая малейшей подробности...»

На каторге Раскольников держится гордо, «уверяя, что все эти заботы о нем только досаждают ему...».Каторжные не полюбили Раскольникова, один даже готов был его убить. Сам Родион тоже чуждается всех. Его раскаяние теперь кажется ему самому глупой игрой.

«Он стыдился даже и пред Соней, которую мучил за это своим презрительным и грубым обращением. Но не бритой головы и кандалов он стыдился: его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости. О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя! Он бы снес тогда всё, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху , который со всяким мог случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы, и должен смириться и покориться пред «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет сколько-нибудь успокоить себя....Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною. ..»

Свет в окошке неожиданно проливается на этого человека в финале романа вместе со взаимным чувством к Соне Мармеладовой, что поехала заботиться о нем на каторге.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени... В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»